Общество на колёсах: Соблюдение правил пелотона.
Четверг, 18 февраля 2010, Lionel Birnie.
Тур Омана 2010, четвёртый этап.
Есть моменты, когда профессиональный пелотон принимает вид класса усталых детей дошкольного возраста, противных, раздражительных, скорых на расправу друг над другом, но без учителя рядом, чтобы призвать их к порядку.
Однако когда вы участвуете в гонках при любой погоде, день за днём, взаперти в гостинице в конце каждого этапа, тратя явно намного больше времени, чем полезно для здоровья, читая в Интернет-форумах, что люди думают о вас, вы были бы тоже раздражительны.
Прошлогодний Тур де Франс был брюзгливым мероприятием с низким уровнем склок и споров, присутствовавших на протяжении всей гонки, выплёскивавшихся при случае в проявлениях раздражения в дороге. Имела место внутренняя склока в Astana, конечно, с Лэнсом Армстронгом, изливающим в Твиттере своё недовольство Альберто Контадором. Затем был день до Безансона (
14 этап - прим. пер.), когда всё стало совсем плохо
[1]. Джордж Хинкапи был на пути к жёлтой майке, когда
Garmin начала преследование (отрыва). Армстронг встрял в спор, чтобы сказать, как это было ужасно, и Интернет буквально взорвался гневом и встречными обвинениями, когда фаны обсуждали, что было правильно, а что - нет.
Решение Garmin отнять у Хинкапи день в жёлтой майке могло показаться подлым, но это гонка, состязание, в котором на карту поставлены репутации и спонсорства. Неприятно, как может показаться; возможно, Garmin не хотела, чтобы другой американской команде достался кусок пирога? Никто вообще не собирается признавать, было ли это истинной причиной, но это логичная мотивация, и это случилось бы не впервые.
В 1980-ых две больших голландских команды – одна руководимая
Яном Раасом (вероятно, Kwantum Hallen - прим. пер.), а вторая
Петером Постом (вероятно, Novemail-Histor - прим. пер.)– были постоянно на ножах. Однажды было сказано, что единственной вещью, делавшей Поста более счастливым, чем лицезрение победы одного из его ездоков, было лицезрение проигрыша одного из ездоков Рааса.
Единственно рациональный анализ – это принять, что задача состоит в том, чтобы попытаться добиться лучших результатов, на которые вы способны, для вашей команды в любой отдельно взятый день. И если это означает преследовать того, кого Лэнс считает классным парнем, значит, так тому и быть. Если это означает сведение счётов из-за прежде скрытой ссоры, значит это тоже честная игра, до тех пор, пока вы принимаете во внимание последствия.
Потому, что пелотон является обществом на колёсах. Да, там есть общество со своей иерархией, кодексом поведения, как официальным, так и неписанным. Простейшее правило – понимать, что если вы напакостите кому-нибудь сегодня, то можете быть уверены, что вам вернут должок, не завтра, так в любое время в будущем. Месть – это блюдо, которое лучше всего подавать к столу холодным, и история спорта изобилует людьми, которых трудно было бы победить в международном состязании на долгую память.
Один из лучших анекдотов, касающихся отчасти неприятных, мелких соперничеств внутри группы, вполне может быть сомнительным, но он, тем не менее, великолепен. Однажды ездок сказал мне, что был один бельгиец в kermesse team (вероятно, бельгийская S.E.F.B. - Espace Card - прим. пер.), чьей единственной задачей было преследовать и задерживать отдельного ездока в команде соперника, которого ненавидел руководитель его команды. В велоспорте гораздо легче обеспечить чей-либо проигрыш, чем выиграть самому.
ГНЕВ В "НЕБЕ".[2]
Тур Омана является новой гонкой в этом сезоне, продлевающей пребывание на ближнем востоке на следующую неделю. Это не Чемпионат Мира, но то, как развивался спор после четвёртого этапа в среду, может заставить вас ошибочно полагать, что это действительно важное событие.
Даже ездоки, бывшие в группе, не могут прийти к соглашению о том, что в действительности произошло, но в зависимости от того, кому вы верите, некоторые или все из этих утверждений могут быть правдивыми. Или нет.
1. Команда Sky прошла на полной скорости через зону приёма пищи.
2. Команда Sky затем попыталась использовать ветер и дорогу, чтобы порвать группу на эшелоны.
3. Cervélo и другие команды разозлились и вышли в голову.
4. Эдвальд Боассон Хаген из команды Sky, лидер гонки, остановился по малой нужде, как только Cervélo подняла темп.
5. Ездоки излагали в Твиттере две точки зрения: Что это "была просто велогонка" или что этого "не было в действительности".
Боассон Хаген пропустил разрыв и потерял майку лидера точно так же, как он это сделал в Туре Катара, когда команда Sky была раскритикована другими командами за то, что не контролировала отрыв из двух человек, содержавший в итоге победителя Ваутера Моля.
Грэг Хэндерсон, коллега Боассона Хагена по команде, использовал Твиттер, чтобы сказать: "Жаль Эдвальда БХ и остальных праней из Sky в Омане. Масло в огонь, однако
[3]. Что посеешь, то и пожнёшь." Курт-Асле Арвесен добавил: "Только что говорил с некоторыми парнями в Омане. Шокирующая история с сегодняшнего этапа!"
Итак, кто же был прав, а кто виноват? Попробуем объяснить.
ПРАВИЛА ДЖУНГЛЕЙ.
Что это за "неписанные правила", о которых я всё время слышу?
Велоспорт давно соблюдает некоторые соглашения, которые не являются фактически правилами спорта, но рассматриваются в качестве правил хорошего тона.
Они включают следующие табу:
Вы не атакуете внутри зоны приёма пищи. Даже без какого-нибудь идиота, использующего это в качестве возможности оторваться, подхват холщёвого мешка, заполненного обедами и бутылками с водой, хаотичен и достаточно опасен.
Вы не атакуете, когда пелотон останавливается для перерыва на отдых. Обычно пелотон объявляется нейтральной зоной, замедляясь и давая тем, кто хочет ответить на зов природы, сделать это. Однако, как только этап достигает своей финальной трети и скорость поднята, вы можете делать практически всё, что хотите. Если Боассону Хагену понадобилось облегчиться за 50 километров до финиша, как было сообщено, у него было два варианта, терпеть, или мочиться прямо на велосипеде (так неприятно, как это звучит). Вы не можете рассчитывать, что группа будет вас ждать менее чем за час до конца гонки, даже если вы лидер.
Вы не атакуете "жёлтую майку", если он упал или имеет механические неполадки. Подобно правилу об атаках в зоне приёма пищи, этим злоупотребляли много раз, но это дурной тон. Если с лидером гонки случилось какое-то несчастье, группа обычно замедляется и даёт ему возможность решить проблему. Остановка по собственному усмотрению чтобы облегчиться, однако, не будет рассматриваться как несчастье.
Чьей обязанностью является преследование отрыва?
Команда Sky была раскритикована другими за позволение отрыву в Туре Катара получить слишком большое опережение, прежде чем пытаться привлечь помощь, когда это начало казаться опасным. Кто выполняет преследование, является вопросом тактики, а не соглашения. Некоторым командам не мешало бы помнить, что команда лидера гонки не обязана защищать это лидерство. Возможно, команда Sky не хотела пахать в голове группы по три часа каждый день в феврале? Возможно, у них была другая тактическая причина не преследовать, и, если они это делали, то это их выбор. Ничего не мешало одной из других команд выполнять это преследование, если они хотели настичь отрыв.
Команда Sky – как любая другая команда – имеет полное право состязаться так, как они считают нужным. Им надлежит иметь свой тактический план, и они должны его придерживаться. Могут быть моменты, когда их стиль гонки неудобен, кто знает, но они имеют право делать то, что хотят. Это длинный сезон и победа в Туре Омана, возможно, не была в самом верху списка их приоритетов.
Во время Тур де Франс было забавно наблюдать, как разозлилась Columbia, когда все сели им на колесо и дали возможность выполнять всю работу по разгону группы в жару на первом шоссейном этапе. Но спросите у себя вот что: если бы вы были в команде соперников, зачем вам помогать им обеспечить очередную победу? Усталый разгоняющий поезд Columbia был бы на руку другим, поэтому оставить их там предоставленными самим себе было приемлемой тактикой.
Помогают ли команды друг другу на дороге?
Разумеется. Услуги одалживаются и возвращаются. Одно одолжение заслуживает другого. Одна команда может быть заинтересована помочь другой, если у них общая цель. Наиболее частый пример этого – когда команды с сильными спринтерами работают, чтобы намотать отрыв.
Действительно ли команда Sky непопулярна?
Они не являются лучшим другом каждого в группе, казалось бы. Как бы ни хотели они это затушевать, некоторые вещи, случившиеся зимой, не понравились другим командам. Дэйв Брейлсфорд (Генеральный директор команды Sky) мог и не слышать открытой оппозиции, но группа так не работает. Напротив, те, кто имеет на кого-то зуб, сколь угодно маленький, сделают своё дело на дороге. Все, кто участвовал в гонках, скажут вам, что если вы хотите быть успешным, вам нужны друзья, потому что ездить против кого-то, чтобы обеспечить их проигрыш, намного легче, чем победить самому.
Люди могут отметать мелкие, незначительные детали, как несущественные, но именно эти крошечные и осознаваемые обиды из-за невнимания или неуважения складываются, чтобы создать впечатление. Garmin и Катюша
[4] могут показаться оптимистичными касательно
(Брэдли) Виггинса и
(Бэна) Свифта, но не только менеджеры команд выражали отвращение к тактике Sky. Многие могли быть не слишком рады читать намёки Шона Йетса (один из директоров Sky) о возможности сотрудничества команды Sky с Radio Shack на Тур де Франс, например. Тому может быть масса второстепенных причин. И хотя её легко отвергнуть как зависть, в такой точке зрения есть доля правды. Команда Sky имеет много денег и парадным шагом прошла в высшие сферы спорта. Понятно, что другие могут хотеть сбить с них спесь.
Что все эти аргументы значат для долгосрочной перспективы?
В конечном итоге, это только спорт. Это состязание и в любой данный день может быть только один победитель.
Одной из нежелательных последних тенденций является это рвение дистиллировать то, что является сложным, пленительным спортом, на две колонки: победители и проигравшие. Проблема такова, что если вы занимаетесь велоспортом только ради побед, вам придется быть разочарованным намного чаще, чем находиться в приподнятом настроении. Единственным ещё одним из главных направлений в спорте, похожим в этом отношении, является турнир по гольфу, где 120 игроков борются в течении четырёх дней и лишь один может победить. Остальные 119 не отвергаются, как проигравшие - к остальным есть почёт и уважение. Берди тут, прекрасный удар, загнавший мяч в лунку там, украшают историю.
Велоспорт должен оцениваться аналогичным способом, а не просто быть сведённым к безжалостному циклу подсчёта очков. Если каждая победа команды Sky, например, собирается превозноситься как "в пику критикам", а каждое поражение использоваться для демонстрации, что они "сдулись", то это будет изнурительный и не слишком приятный сезон.
Драма, спор, волнение – все являются частью игры. Решать, с кем сотрудничать или против кого и почему – огромная часть этого наслаждения.
Давайте не будем сводить велоспорт к игре "камень, бумага, ножницы" на велосипеде. Потому что, как всем нам известно, никто не выигрывает в "камень, бумага, ножницы" постоянно, это всего лишь серия результатов, повторяемых снова и снова. Велоспорт может дать гораздо больше, чем это, и дискуссия с интригой должны быть приятными, а не пустячными и постылыми.
Примечания:
1. 14-ый этап Тур де Франс 2009 ознаменовался сразу 3-мя крупными неприятностями: в начале
полицейским мотоциклом эскорта насмерть была сбита женщина, перебегавшая дорогу, потом Марк Кэвендиш оттёр к ограждениям Тхора Хюсовда, мешая ему выиграть спринт, и, наконец, Garmin отняла майку лидера у Хинкапи.
2. В оригинале фраза читается как "ANGER IN THE SKY", что означает "гнев в команде Sky", но, в силу игры слов, это и "гнев в небе". ;-)
3. Если я верно понял это выражение, Роджеру Хэммонду из Cervélo TestTeam и прочим замешанным в инциденте во избежание возникновения лишних проблем впредь предлагается всегда мочиться только сидя на велосипеде, особенно если в голове пелотона движется команда Sky.
4. Garmin и Катюша это - в соответствующем порядке - команды, за которые в прошлом году выступали Брэдли Виггинс и Бэн Свифт, прежде, чем перешли в Sky.
Ссылки по теме:
Тонкая грань отношений двух команд на Туре: Columbia и Garmin
Вело-твиттер
Скандал с Хинкапи или почему сорвалась торговля желтой майкой
За неправильную атаку на 14-м этапе Кэвендиш понижен с 13-го места на 154-е
Пелотон решил ответить "взаимностью" команде Sky за их действия на Туре Омана
Sky теряет лидерство в Омане в беспощадной гонке последнего часа
Источник:
http://www.cyclingweekly.co.uk/news/lat ... loton.html