почитываю посты регулярно, было бы хорошо если б новые/модифицированные вставки выделялись например цветом или датой или размером шрифта или как-то еще..
Пожелание принято. Свежую инфу в старых постах буду выделять
зеленым цветом.
15. Топография и "Сусаниноводство".
15.1.
Начинающему "сусанину" в помощ.
Для "начать".
Карпаты. Окрестности села. Вижу кучку туриков, стоящих плотно друг к другу кружком. Бошки внутрь, что-то смотрят. Усиленная жестикуляция и махи руками в разные стороны. Понятно, блуканули. Судя по лицу одного из них, самого «краснорожего», он и есть сусанин, и ему сейчас вставляют ведерную клизьму
Рядом проходит местный гуцул. Веселый, «краснорожий», но не от стыда а от принятого на грудь. Толпа замолкает и видя жертву несутся к нему. Улыбаются, счастливы.
Взяли вуйка в «полон». Тычут ему карту, что-то усиленно розпрашивают. Вуй улыбается, счастлив вдруг привалившему вниманию к своей пьяненькой особе. Солидно кивает. Тычет в карту. Опять кивает. Толпа радостно щебеча уходит по тропе. Подхожу к местному. Здороваюсь. Общаюсь. Бегу догонять ушедших балбесов.
Результат: вуйко, имеющий 3 класса церковно-приходской школы и два коридора (при том, больше двойки не получавший) наугад тыкнул в карту. В картах отродясь ни чего не понимал (до того видел только одну - карту СССР в канторе лесничества). Более того. Турики розпрашивали о названии горы, исходя из названий на карте. А местный знает только местные (совсем другие названия).
Молодежь догнал. Изменил свой маршрут, вывел их на нужную точку. Получил банку згухи в подарок, от чистого сердца (приятно, ням-ням
). К чему это я? К тому что «сусаниноводство» совсем непростая штука.
К слову сказать, в село я вышел тоже в результате блукания. Хотел срезать
Для того чтобы блудить с минимальными потерями сил и времени - нужны знания, опыт и свежий мозг (уставший туп и не поворотлив). Кроме того, для человека впервые ушедшего в поход, топографическая карта так же понятна как для аборигена андаманских островов формула тринитротолуола.
Нужно учить мат-часть.
Скачиваем книгу «Военная топография» и почитываем (кроме разделов с откровенно военной тематикой)
http://filestore.com.ua/?d=BBC870B84" onclick="window.open(this.href);return false; Книга просматривается этой прогой
http://filestore.com.ua/?d=EE30D6FA4" onclick="window.open(this.href);return false;
Особое внимание на правила отображение рельефа местности и картографические значки и отображения.
Карты. Их немного. В основном качество "плохое" и "очень плохое".
1) Более менее нормальные - так званные
"Генштабовские карты". Эти карты были переданы Университету Беркли вроде в конце 90-х (после розвала СССР) и в последующем выложены в сеть на сайте универовской библиотеки.
Плюсы: 1) незначительное искажение местности; 2) полноценная сетка; 3) военная пунктуальность касаемая типов дорожного покрытия, мостов и ЛЕП
, густоты растительного лесного покрова.
Минуса: 1) топосъемка проводилась очень давно, со всемы вытекающими последствиями; 2) в электронном виде (нужно распечатывать); 3) чтобы достать 500 метровки и более мелкий масштаб нужно еще побегать
и повыклянчивать.
2) Карты ГП "Киевская военно-картографическая фабрика". Интересны киллометровки. Подходят только для самой общей ориентировки. Специальное искажение местности порой доходит до анекдота
Закономерность: чем крупнее масштаб тем точнее.
Плюсы: 1) относительно доступны в продаже; 2) напечатаны на бумаге (можно купить несколько экземпляров); 3) печать нормальная (розмазываний нет).
Минуса: 1) порой жуткое искажение местности; 2) только киллометровки и крупнее; 3) за бумагу нужно "пороть нещадно" (с) (но может просто не хотят подымать цену); 4) в ларьках союзпечати киллометровки не продаются (а очень жаль).
3) Карты выпущенные ГНПП "Аэрогеодезия", совместно с какой нибудь упавшей им на хвост структурой (типа Карпатским ГП геодезии, картографии и кадастра или Главным управлением внешних связей, туризма и торговли Ивано-Франковской областной государственной администрации и т.п.)
Я такие карты называю "Карты для школьников", внучатые племянницы пачки беломора. Состоят из двух условных блоков. Много текста о регионе (что неплохо для впервые попавшего туриста). Сама карта вполне сносна по рельефу местности. Но крайне мало обозначений мелких объектов. Показаны оффициально установленные теристические тропы (разным цветом). При том сами тропы порой на месте очень сложны к определению (нужен острый глаз следопыта). В общем, пользоваться можно (особенно если и так знаеш дорогу). Бумага на твердую тройку. С дефектами печати не попадались.
4) Атласы автомобильных дорог. Их много. Может кто-то и будет удивляться , но я их активно использую в поездках. Назначение - эвакуация и получение общей инфы по региону. Оновные дороги, названия населенных пунктов (их административный статус) и киллометраж между ними там присутствуют. А больше мне и не нужно.
В заключение о картах скажу следующее. Я даже рад что они не точны. Поскольку для меня, уже давно, самое вкусное в маршруте - некоторая неизвестность, интригующая неопределенность. Небудь ее, поездки бы превращались в тупое передвижение из точки в точку
Желаю всем блудить с удовольствием и наслаждением
15.2.
Использование GPS.
Ууу...как меня эта тема достала за последние 8 лет. Прям до печенок.
Не буду писать как это использовать (в сети достаточно тематических сайтов). Напишу что использую сам и почему пришел именно к этому варианту. Постараюсь покороче.
В полевых условиях для записи трека, получения и обработки дополнительной оперативной картографической информации использую
Garmin 60 CSx (основную инфу черпаю с бумажных носителей).
Плюсы: 1) возможность установки карт; 2) влагозащита по 7 классу; 3) цветной дисплей; 4) корректно работающий компас и альтиметр!; 5) внешнее запоминающее устройство (микро-SD карточка до 2 Gb), для карт и прочего; 6) длина записанного трека ограничивается исключительно емкостью карточки; 7) удобное и интуитивно понятное меню; 8 ) большой выбор карт в сети (в том числе "на шару"
); 9) практически неубиваемые кнопки (и джойстик).
Минуса: 1) ОЧЕНЬ высокая стоимость; 2) краткий период работы от одного комплекта батареек (использую аккумы 2700, 8 штук хватает на сутки
); 3) у половинны экземпляров (независимо от рынка продаж, у меня голанский) при использовании аккумов происходит самопроизвольное отключение устройства, збоит контроллер питания /вроде так называется/); 4) некорректно работает с микро-SD карточками больше 1 Gb (вплоть до зависаний "намертво"); 5) использование только векторных карт; 6) фиксатор SD не плотно прижимает карточку к контактам, сдвигается от вибрации (обычный случай - "караул!" и паника начинающего пользователя, у которого вдруг пропали карты в навигаторе, сопли по колено
).
До использования этой модели перепробывал практически всю линейку Garmin, Lowrance и Eagle. Не погнущался даже эхолотами
Благо финансирование было "сказочным". Во всех чего то не хватало, что-то раздражало. Garmin 60 CSx пока единственный, который мне удобен, функционален и подходит для решения поставленных мною задач. Сейчас жду появления моделей с большим экраном (пусть и ценой еще более увеличенного енергопотребления). Хочется б
ольшего удобства.
Для кратковременного получения более точной навигационной инфы использую наладонник
HP iPAQ hx2790b совместно с GPS-модулем GlobalSat на базе SiRF STAR III (вставляется в CF слот наладонника).
В слоте SD использую самую неубивную на рынке карточку SanDisk Extreme III на 2 Gb.
На ней находится весь картографический материал и записывается оперативная навигационная информация. Карточка легко выдерживает кипячение в чайнике, глубокую заморозку, падение на асфальт с 7-го этажа (все проверял лично!). Наладонник используется в родном HP водозащитном боксе (по 2 класу защиты) покупался за 20 баксов
. Фото бокса здесь
http://io.ua/9863813p" onclick="window.open(this.href);return false; Есть возможность установки аккума двойной мощности (пока небыло необходимости). Софт: Ози, генштаб Украины (километровки, 500 метровки). Кроме того наладонник использую для развлечения (на такой же "бронированной" карточке, токо 8 гиговой CF, десяток фильмов, музыка, пяток тысяч книг и т.п.ерунда)
Путь к именно этой навигационной системе был долог и тернист. Но результаты меня полностью удовлетворяют.
Плюсы: 1) достаточно мощный процессор (Intel PXA270 Processor 624 MHz) с 64 Мб ОЗУ (192 Мб ПЗУ) дает возможность без существенных торможений работать с софтом; 2) два слота под карточки CF и SD обеспечивают возможность одновременного использования GPS модуля и "бронированной" флешки для хранения огромного обьема важной информации; 3) использование сменного GPS модуля
делает безпроблемной замену на более новый (например при выпуске нового поколения чипа SiRF STAR); 4) сам по себе наладонник собран на очень прочном корпусе (выдерживал неоднократные случайные падения на ровный пол с высоты стола без последствий); 5) возможно приобретение и установка оригинальной батареи повышенной емкости (в два раза!); 6) возможно приобретение оригинального защитного пластикового бокса (защита по 2-му класу, при силиконовой герметизации - до 4-го включительно!);
Минуса: 1) немаленькая цена; 2) отсутствует колесико прокрутки; 3) ОЧЕНЬ неудобные кнопки.
15.3.
"Местные".
Ничто не дарит так много радости , и так не разочаровывает, как встреча с "всезнающими" местными.
Неопытный сусанин, окрыленый встречей с местным жителем, думает что сейчас его проблемы одним махом решаться. Но правда жизни - девка жестокая. На самом деле, эта встреча, в большинстве случаев, есть начало второй части проблем, рожденных его излишней доверчивостью
и кучей заблуждений.
Список заблуждений:
1.
Все местные жители знают что такое топографическая карта и умеют ею пользоваться. В действительности большинство знает что такое "игровая карта", а топографических кроме СССР и Украины и не видели. Особенно смешно, когда турист с отключенным усталостью мозгом тыкает карту деду или бабке, лет так 60-70 отроду. Более того, с картой тебе не поможет даже месная интелеганция (кроме учителей). Нужно искать представителя власти (мента, лесничего, работника сельсовета) или в худшем случае водителя (трактористы не подходят по определению, во первых не словиш когда он трезвый а во вторых он ездит по направлениям, худший вариант тракторист гусеничного агрегата. Но есть исключение - степные районы Украины. Здесь вмеру трезвый тракторист вполне может оказать помощ (а то и подбросить
) до затеряного в полях объекта интереса (какой нибудь балки, древнему колодцу или т.п.)).
2.
Местные разговорные названия гор, рек, ручьев и т.п. (а порой и сел!) соответствуют названию в карте.
3.
Измерение дистанции на глаз у всех одинаковое. Я думаю все знают что такое "гуцульский километр", и тут ненужно особо розписывать ситуации.
4.
Вся Украина живет по Киевскому времени Половина гуцулов живет по местному (со сдвигом в какую то из сторон на час-два!). Особо остро встает проблема, когда спрашиваеш время отправления поездов и автобусов.
5.
Направление указывают в сторону спрашиваемого объекта Не факт. Часто указывают направление поездки по известной им дороге (которая далеко не самая короткая). Или вообще куда попало (лишь бы не обидеть незнанием такого хорошего человека как вело-спортсмен).
6.
Каждый кто указывает путь, хочет тебе помочъ. Не факт. Знаю много случаев целенаправленного отправления группы в ложном направлении, как по злобе так и ради хохмы.
7.
Местные жители хорошо знают свою местность. Не факт. Большинство куда то ходит только по делу (если действительно припечет). Лучшие проводники - дети пастухов, лет так до 14. Легкие на подъем. Не жадные. Ведущиеся на провокации (типа провести до той горки за печеньку "Мария"
). Но тут есть опасность. Не везде где они ходят, можно пройти с велом и баулом.
Худшие проводники - дряхлые старики. Указанных ими троп, дорог и узкоколеек часто уже нет лет как 100
Многие жители долинных сел на соседние горы никогда не поднимались, в леса не выезжали. Даже по грибы. Стандартный ответ "А навіщо туди?". И действительно, чего там без дела ото лазить.
8.
Местные жители знают историю свое края и названия местных достопримечательностей. Отчасти. Хорошо знают если это розкручено и приносит им пользу (зароботок на туристах). Если же это руины, частично разрушенные или нежилые здания, объекты природы - в основном приходится надеяться на свои силы (помощ могут оказать в сельсовете или школе).
Чтото выдохся. Потом допишу.
/текст в наборе/