После поездки в Блидчу захотелось взять реванш и съездить в Сухолучье. Старый асфальт, положенный тонким слоем на бетонные плиты вытряс душу и позвоночник. Прошла неделя с той поездки, а шея всё ноет. В Сухолучье ездил впервые, отсюда и яркие впечатления.
В шоссейных поездках мне не нравятся три вещи: аэродинамические шумы, шелест автомобильной резины и сонные придурки на дорогах. Сюда бы добавить качество дорожного полотна, но это, можно сказать, по умолчанию. Все участники движения в равных условиях. А про сонных придурков нужно сказать отдельно. Если по-настоящему агрессивных водителей не так уж и много, ну, таких, настоящих чудаков на букву "м", то людей, которые на дороге занимаются непонятно чем, не сосчитать. Оно крутит руль и (опционально, нужное подчеркнуть) болтает с пассажиром, пишет смс, красит губы, заполняет накладные, пьёт кофе, курит, просто уходит в астрал, полагая, что его трёхтонный джип как нейтрино не взаимодействует ни с какими другими субатомными частицами и потому ему привилегировано эксклюзивное право ехать сквозь пешехода или скутериста. Правда, те почему-то всегда застряют в текстурах, но этот баг обещали исправить в версии судовой системы 2.0. Джип больше, соответственно и прав у него больше. Одно такое чудо на ГАЗели пошло на меня в лобовую с дистанции 30 метров и свернуло налево. Когда я открыл водительскую дверь и хотел было зарядить ему между косых глаз, оно безапелляционно оправдало самого себя аргументом "я не увидел". С 30 метров. Не увидел. На встречной полосе. В погожий день. Дядя (извини, не запомнил номер твоего ТС),
сходи к окулисту, пока беда не случилась. Личный опыт подсказывает, что большинство аварийных ситуаций на дороге случается из-за рассеянного внимания, а рассеянное оно почему? Смотри выше. Этот эпизод типичный для Киева и области. На этом злоключения закончились и началось то, ради чего стоит покинуть зону комфорта.
Я мечтаю путешествовать на велосипеде, но из-за слабой выносливости поездка дальше 70 км не даётся без последствий. Всё можно развить и прокачать, всему можно научиться, так вот хотелось бы дойти до того уровня, когда после броска на 250-300 км следующее утро оказалось бы действительно добрым. Покамест дистанции >100 аукиваются то болью в коленях и связках, то просто упадком сил в ближайшие от поездки дни, так что мне пока не светят бреветы. Дальше Сухолучья вкручивать не планировал. Как уже сказано, ехал этим маршрутом впервые, поэтому не знал, где кончается хороший асфальт. Ткнул наугад в населённый пункт на карте — это и будет цель покатушки. Сказано — сделано. Поехали!
Дорога, построенная Януковичем для себя, любимого, находится в заповедной зоне. Она разительно отличается от большинства второстепенных веток, к которым мы привыкли в Украине. Вокруг поддерживается чистота, обочины не усеяны горами мусора и за знаком "Дякуємо за чисте узбіччя" цинично не громоздятся кучи отходов. Это во-первых. Во-вторых, идеально гладкое асфальтовое полотно превратило это место в шоссейную мекку. В-третьих, низкий траффик. Богатые изредка на внедорожниках ездят на рыбалку, взгромоздив на рейлинги резиновые лодки. В-четвёртых, природа. Тёмный сосновый лес прорежен берёзовыми рощами, вдоль обочины растут осины и грабы. Узкая лента вьётся вдоль берега Днепра, заключённая в естественный тоннель из хвои и лиственных деревьев. Берёзы растут бок о бок с елями и соснами, не давая последним вырастать до гигантских высот, отчего лес наполнен светом и не давит тяжестью глубоких бутылочно-зелёных крон. Зимнее солнце висит низко над горизонтом, подсвечивая голые ветви лиственниц и хвойные колючки под острым углом. Золотое время пейзажиста летом бывает в узких промежутках между восходом и девятью часами, когда солнце поднимается на такую высоту, что краски обретают скучный сероватый оттенок и длится это до пяти часов вечера, когда тени заметно длиннее полуденных и поток света значительно слабее. По этой причине летом пейзажные фотографы не снимают свои любимые сюжеты днём. Зимой же это "золотое время" длится весь световой день. Тени, отбрасываемые естественным тоннелем, нависшим над узкой полосой асфальта, выглядят просто сногсшибательно! Всю дорогу до поворота в обратную сторону, пока не был в контражуре, улыбался, как маленький — таково чувство насыщения от пасмурной голодовки.
И вот катишься по шикарной дороге, кругом чистота, тишина, нет выхлопного смрада, аромат свежей хвои и принесённый ветром запах водорослей с Днепра — чувствуешь, что ты уснул и проснулся где-то в лесах Финляндии. А может быть умер и попал в шоссейный рай. После разбитых дорог, хамства, тупости, мусора — всего этого человеческого дepьма, я на пол-дня почувствовал себя человеком. Не из
этого мира. А из какого-то
другого, где каждый может почувствовать вкус к жизни.
Пока велосипед нёс меня на север, ветер был на моей стороне. Хороший асфальт закончился за несколько километров до Пилявы. Изрезанный трещинами, испещрённый ямами, с крупным зерном, он всё же получше того, что был за Блидчей, причём гораздо. Я забыл накачать колёса перед выездом и такой нечеловеческой тряски, как в прошлую покатушку, не ощущал. Пофоткавшись у дорожного знака, свернул к месту назначения и...
Блаженны несведущие! Я не утверждаю, что чего-то не знать — хорошо. Но прочесть книгу, которую читали все, а ты, дурень, дожив до многих лет, по сей день позорно не проглотил — значит испытать культурный шок впервые. Впечатления свежие и искренние, и уж точно перечитывание не даёт такого мощного толчка эмоциональной сфере человека, так что я бы даже завидовал тому, кто только собирается прочесть... ну, скажем, тот же "Властелин колец". Так вот, Пилява. Историческое место, сыгравшее свою роль в ходе ВОВ. Скромный знак на повороте "Меморіал Пилява", написанный от руки и потускневший от дождя представился мне как какой-то советский памятник неизвестному солдату, выкрашенный 12 слоями серебристой краски, отчего нижние слои эмали похожи на выщерблены от ветровой эрозии. Такие памятники вы видели. Но то, что находится в Пиляве — это что-то с чем-то! Если бы мне сказали, что мы едем в музей военной техники, я бы замахал руками и наотрез отказался. Ну не люблю я всю эту военщину и на приколотые навеки танки на постаментах смотрю с грустью. А ещё я был на кладбище танков на Рембазе возле Дарницы и увиденное меня совсем разочаровало. Однако здесь другое. Это самый лучший музей военной техники под открытым небом, что я видел! Пилява сама по себе ухожена и всем своим видом показывает
что за люди здесь живут. Да, здесь есть деревянные дома, которые пожухли от времени, есть и покосившиеся заборы, неровен час которые просто свалятся под своим весом, но вцелом село имеет презентабельный вид и при этом не похоже на цирк, который развели в Пирогово. Люди доброжелательные и терпеливые. У меня бывают тупняки, когда я совсем не жду, что кто-то может ко мне обратиться с просьбой, вопросом или предложением. Тут я и затупил при предложении зайти на территорию музея и хорошо, что согласился. Далее описывать не вижу смысла, фотографии скажут всё сами.
Пилявы показалось мало и вместо поворота обратно в Сухолучье я ещё съездил в Богданы, но там асфальт оборвался и ничего интересного, кроме лесных пейзажей, найдено не было. Интересна сама дорога. На опушках ведётся лесозаготовка: спиленные брёвна аккуратно сложены рядами, а я режу хвойный лес по грубому асфальту и сквозь столбы сосен проносится, словно из окна поезда, осока и голубой Днепр, в этом месте всё более узкий. Не могу поверить, что всё ещё нахожусь в Украине. Финляндия, чесслово.
Ксенопатриотизм во все поля.
Дорога назад была больной. Стена ветра исчерпала во мне все силы. Встретилась большая группа шоссеров и мтбшников у Сухолучья. Дзынь. А дальше и рассказывать — зась. После Дымера еле доковылял до Киева, лишь перед поворотом на Вышгород открылось второе дыхание (после 50 километров сущей боли и унижения).
В качестве заключения мысль, составляющая фундамент моей философии. Вдохновляет спонтанное. Лучшие встречи те, которых не ждёшь. Лучшие пейзажи те, которые не представляешь. Лучшие впечатления те, которые от случайного. Только выгнать себя надо из уютного квартирного февраля в ветреный и холодный февраль улиц. Зима закончилась. Моя зима.
Мемориал "Пилява" в архиве. А лучше езжайте туда сами.