Велосипед для длительных велопутешествий или "А был ли мальчик?" (с)
(рафинированная имха относительно выбора для людей имеющих опыт)
Читая темы о выборе велосипеда для длительных велопутешествий (классического велотуризма) не перестаю удивляться оригинальности точки зрения уважаемых авторитетных (и не очень) авторов (при том 99,9%). Любопытная ситуация. Очень сильно напоминает, по аналогии, рекомендацию для хирургов по удалению миндалин через анус. При этом сам принцип проведения принят за единственно возможную истину. А обсуждение идет только на уровне как обойти внутренние органы и добраться до злосчастных гланд. Господа, но ведь это, простите, смахивает на бред душевнобольного. И играть в эти игры мы не будем. Авторитетность мнений, с учетом бесценности любого чужого опыта, имеет вес не количеством наград/титулов или сложностью пройденных маршрутов (порой ключевой параметр для этого банальная здоровость участника), а способностью критично мыслить и решать проблемы до того как они появились. При этом стараясь максимально избавиться от "традиционных верований". Как оказывается, это совсем не сложно.
Запускаем браузер, заходим на любую статью о выборе велосипеда для туризма. В глаза просто таки лезут шаблоны мышления, а порой некомпетентность или откровенная тупость авторов.
И так. Традиционная операция по удалению миндалин.
*
Пациент заходит в кабинет, снимает трусы, нагибается* .......начинается таинство хирургических манипуляций.
Шаблон №1: идет описание разных типов велосипедов и иногда, в наиболее удачных статьях даже даны плюсы и минусы той или иной конструкции. При этом совсем не учитывается "искусственность" данного подхода и попытка впихнуть невпихуемое в придуманные искусственные рамки (правда некоторые сообразительные авторы тут же хитрят говоря о условности классификации....но тогда накой пень вообще писать о этом много букв?). Современные велосипеды разнообразны, подход к их конструкции и комплектованию насколько различны, что просто бессмысленно что то упорядочивать.
Шаблон №2: идет ОЧЕНЬ поверхностное описание конструкции, относительно особенностей использования для велопутешествий. Автор упоминает бугагажник, крылья, крепления для спортивных велофляг внутри рамы (просто убийственный довод, потом объясню почему) и в зависимости от личного опыта добавляет чуть чуть дополнительной информации о проблемах при использовании того или иного дополнительного аксессуара.
Шаблон №3: вопреки реалиям украинского (порой и мирового) велорынка, без учета особенностей состояния дорожного покрытия в местах планируемой эксплуатации, без учета основных и косвенных особенностей предполагаемой эксплуатации, без учета физических особенностей (в том числе обязательных медицинских) самого байкера, часто основываясь на безосновательных "традиционных верованиях", без учета еще кучи всяких факторов, кардинально влияющих на результат выбора - смелые авторы рекомендуют что то. В большинстве случаев гибрид. Часто кроссовый....
*
хирург с гордостью кидает в мусорное ведро кусок ювелирно вырезанного мяса*
*
пациент медленно разгибается, одевает трусы, сглатывает и понимает что гланды остались на месте.......?!?!?!?*
Занавес.
Признаться, меня все это расстраивает. Поскольку всегда думал что статьи пишутся для того, чтобы или научить чему то конкретному, или сократить время на поиск и обобщение массива информации. Не получая ни того ни другого как то понимаешь бессмысленность потраченного времени на прочтение.
Шаг первый - "Цена вопроса".
Решив попутешествовать, человек (или байкер) сталкивается с вопросом финансовых затрат на планируемое увлечение. С одной стороны радует возможность использования для перемещения в пространстве в основном только мускульной силы собственных ног, без дополнительных затрат на горючее. С другой стороны велосипед будет стоить денег. При чем разовая покупка может выльется в дополнительные траты на покупку сопутствующих товаров. Как обязательных так и второстепенных. Проживание в дали от жилья (особенно длительное) тоже вынуждает приобретать ряд предметов, обеспечивающих быт в путешествии.
Привожу собственные затраты (с учетом покупки только предметов максимального качества).
Четыре самые крупных платежа (значительно больше 3000 грн каждый): собственно велосипед, мембранная куртка, мембранные штаны, GPS навигатор. Стоимость этих четырех предметов приблизительно соизмерима (кроме велосипеда). Фактически, это самые дорогие элементы снаряжения. Сам же ослик, учитывая наши реалии, обойдется в неприличную сумму (от 8000 грн), пусть и не требующую единоразовой оплаты. Но рано или поздно он свое доберет.
Десять средних платежей (до 2000 грн каждый): палатка, трехсезонный спальник, коврики, велобаул, горелка, велофонарь, камбуз (посуда), велоремнабор (только запасные части+ключи), фильтр воды, всесезонная обувь.
Дорого? Естественно. Как глубокомысленно изрек один мой знакомый "- Бухать ЗНАЧИТЕЛЬНО дешевле!". Можно ли уменьшить суммы? Естественно. Но в 99% случаев с РЕЗКИМ падением одного из параметров или целого их ряда: комфорта, удобства (продуманности) конструкции, износостойкости, надежности (запаса прочности на сверхнагрузку и длительной безотказности). Но как бы там не было, покупку самого велосипеда обойти не получиться ))))
Кстати, купить велосипед и "бесплатно кататься" тоже не получиться. Поскольку обслуживание стоит каких то денег. Если не умеешь крутить железяки, то придется платить тому кто умеет. Добавляем естественный износ снаряжения. И чем более жестко эксплуатируем, более наплевательски относимся к минимальному необходимому уходу/обслуживанию, и сильнее экономим на надежном (не самом дорогом) оборудовании, тем этот износ быстрее.
НеЮмор: стоимость средних по качеству колодок для дисковых тормозов - дороже колодок на недорогой автомобиль, стоимость качественной покрышки Швальба дороже стоимости покрышки для не дорогого автомобиля.
Шаг второй - "Хочу того - не знаю чего".
"Люди добрыя! Сами мы не местныя! Памажите выбрать велосипед для туризма! Денег только 2-4000 гривен".
Удивительно исчерпывающая информация. Этот текст в той или иной интерпретации часто появляется в разделах по выбору велосипедов. Но это пишут новички, сам не понимающие чего хотят. И покупающие велосипед точно так, как покупают шампунь или батон хлеба. То есть не сильно озадачиваясь выбором. Наша же ситуация кардинально противоположная - подбор с учетом максимального количества специальных знаний. Чем более въедливо, скрупулезно и критично будут учтены особенности эксплуатации, тем меньше проблем появятся в будущих путешествиях.
Чего же все таки хочется :
1. Долго максимально комфортно ехать. Именно ехать, а не катить, толкать или нести на спине. Хотя последние пункты тоже учитываются.
2. Ехать по максимальному количеству дорожных покрытий с удобной скоростью (удобной относительно собственного здоровья и перевозимого груза)
3. Как можно реже ремонтироваться, а в случае возникновения поломки иметь возможность ее устранения в полевых условиях.
4. Иметь унифицированные компоненты (доступность в торговых точках, уменьшение размера ремнабора, взаимозаменяемость).
5. Удобство перевозки груза (росчитанного на автономку предполагаемой максимальной длительности) и удобство оперативного доступа к части перевозимого снаряжения.
6. Возможность компактной упаковки для транспортировки в общественном транспорте.
Список исчерпан. Есть от чего отталкиваться при выборе.
Шаг третий - "Грузоведенье".
Основная профилирующая отличительная черта "велосипеда для длительных путешествий" и "велосипеда для любых иных применений" это специализация под длительную перевозку мобильного груза. Применение в путешествии велосипедов специализированных на перевозке негабарита (грузовых) так же неудобно и бессмысленно как и использование спортивных байков для гонок. Конечно, в жизни всегда есть место подвигу. Но зачем обычное путешествие искусственно превращать в поступок достойный древних героев Эллады. Логичнее использовать что то более подходящее для выполнения поставленных задач. К тому же специализированный дальнобойный велосипед вполне нормально справиться и с обычными утилитарными вещами как то поездка за хлебом или на работу, прогулка по городу и пригородам, покатушка по любому из существующих на ВК маршрутов или участие в любительских гонках (ведь и так известно что в этих гонках выигрывают тела спортсменов-любителей а не железяки). А в длительном многодневном походе он вообще будет незаметным. Именно "незаметность", способность НЕсоздавания проблем, и отличает хорошую вещь от плохой. И это не только касаемо велосипедов. То же касается обуви, одежды и множества прочих предметов.
продолжение уже пишется...